Браконьерство и охота

Охота и браконьерство издавна были неразрывными понятиями. В последнее время, благодаря развитию средств массовой информации и особенно интернета скандальные сообщения о незаконной добыче птиц, животных и рыбы звучат особенно часто. Между тем, охота – это без сомнения одно из самых древних занятий человека, но всегда ли оно сопровождалось браконьерством? Для начала стоит определиться, что считать браконьерством, а что нет. По определению таким занятием считается любая незаконная охота (или рыбалка и вырубка леса). Нередко браконьерами называют и тех, кто нарушает правила законной охоты, то есть той, которая ведется разрешенными способами, в разрешенных местах, без нарушения сроков и так далее. 

Изначально словом «браконьер» обозначали человека, который охотился в чужих угодиях, воровал дичь, ломавший чужие орудия лова. С другой стороны, в определенные исторические периоды безмерная добыча животных и птиц вполне считалась нормой. Однако об этом будет сказано позже. 

Итак, как уже говорилось, преступлением считалась охота в чужих угодиях. Например, все помнят историю Робина Гуда, который был браконьером, так как осмелился добывать оленей в королевских лесах. На Руси, примерно, в те же времена, то есть в средневековье, земли, а стало быть, и угодия принадлежали удельным князьям. Кроме того, большими угодиями владели монастыри. Были еще и немногочисленные условно частные владения (насколько это понятие применимо к тем временам). Кто же охотился на означенных территориях? Местные жители. Они добывали дичь для своих нужд, для князя, для монастырей. Стоит сказать, что монастыри находились на особом положении: даже князья не имели права охотиться там. Фактов браконьерства (то есть, охоты в чужих землях) в те времена было очень и очень немного. Но были иные нарушения: воровство дичи, порча перевесов или иных самоловов, воровство собак, ловчих птиц и так далее. Нарушителей наказывали штрафами. Правила охоты были прописаны в Русской Правде – первом законодательном органе. 

Начиная с XV века, браконьерство приобретало все больший размах. Как и прежде оно было связано в первую очередь с охотой в недозволенных местах. Особое внимание уделялось запретам, касающихся мест царских и императорских охот в окрестностях Москвы и Петербурга, но существовал и запрет на охоту в некоторых других районах и даже на территории всей страны. К денежным штрафам добавились телесные наказания (битье батогами). А в XVIII веке нарушителей могла ждать ссылка на каторгу или в солдаты. Правда, эти меры касались преимущественно крестьян, так как люди побогаче могли вместо себя прислать рекрутов. Надо сказать, что зона действия запрета постепенно расширялась и со временем стала составлять 100 верст. Само собой, никакие запреты, указы и наказания, не могли полностью остановить браконьерства. Как и сегодня, к большому сожалению. Что же лежит в основе этого явления? Причин не так уж много. 

Причины браконьерства

• Браконьером можно стать поневоле. То есть под влиянием тех или иных обстоятельств. Большинство таких случаев относятся как раз ко временам Робин Гуда. Люди оказывались заложниками политики, жадности феодалов, которые объявляли территории закрытыми для простых людей, добывавших пропитание охотой и рыбалкой. Нечто подобное может произойти и сегодня. Подобная ситуация, например, показана в фильме «Счастливые люди», где промысловики, жители таежного поселка стали заложниками недальновидного законодательства. 

Кроме того, сегодня рядовой украинский охотник со стареньким ружьем тоже часто оказывается в ситуации, когда действительно, как любят говорить недалекие противники «жрать нечего» и денег на отстрелочные карточки и лицензии тоже нет. Так в тех самых 90-х выживали многие охотники, добывая дичь незаконными способами. Добывали пропитание и другие граждане, устанавливая, например, петли на зайца и фазана в промзоне. Судить поступки граждан в этом случае очень сложно. И легко только тому, кто сам лично не испытывал и не испытывает суровой нужды. Но самое поразительное, что не отставали и не отстают от них и люди обеспеченные. И причина здесь кроется уже совсем в другом. 

• Жадность. Примеры того, когда жадность становилась причиной истребления целых видов животных и птиц не так далеки. В упомянутое уже средневековье и в более поздний период никто не считал браконьерством набивать трюмы кораблей тушками дронтов, бескрылых гагарок и мясом морских коров (стеллерова корова). Во времена Дикого Запада нещадно на территории США уничтожались бизоны. И таких примеров можно приводить еще десятки, если не сотни. Причина всегда была одна: жадность и жажда наживы. Современное браконьерство имеет ту же составляющую. Разве не бьют в Африке слонов и носорогов ради бивней? Разве не охотятся на уссурийских тигров и других кошек ради продажи шкур? Разве не жадность толкает вполне обеспеченных людей, купив, в лучшем случае, одну лицензию, заниматься практически мясозаготовкой во время отстрела кабанов, лосей, косуль? И это не говоря о вырубке леса, вылове рыбы сетями, динамитом, электроудочками и так далее. 

Рядовые охотники тоже не лишены этих пороков и часто бьют зайцев из-под фар, добывают любую дичь без соблюдений сроков добычи, не соблюдают нормы, уничтожая, например, за день целые стаи куропаток, стреляя без необходимости курей фазана или вовсе неохотничьи виды птиц ради развлечения. В основе всего этого лежит человеческая жадность. И безнаказанность, которую чувствуют чиновники всех мастей, работники правоохранительных органов, олигархи. В современном мире появилась такая форма браконьерства, как VIP-браконьерство. 

Что делать?

Жадность искоренить невозможно. Это составляющая человеческой психологии. Поэтому никакими мерами невозможно полностью искоренить браконьерство. Но можно существенно снизить его уровень. Самое простое и, тем не менее, эффективное средство – начать с себя. Каждый охотник и рыбак должен контролировать свое поведение, следовать неписанным охотничьим правилам. И подавать, таким образом, пример своим товарищам по охоте, а также детям. Необходимо раз и навсегда убрать из своей жизни принцип: «если не я, то все равно, кто-то». 

Нужно вести разъяснительную работу другими людьми относительно сроков охоты. Ведь нередко, возвращаясь летом и ранней осенью пешком из угодий или в них можно встретить селянина, пастуха или грибника, которые с удовольствием расскажут и покажут, где бегают зайцы. Необходимо объяснить им, что для этого вида дичи еще не сезон. 

Одним словом, главный шаг на пути к искоренению явления браньерства – это отказ от потребительского отношения к природным богатствам, поддержание охотничьих традиций и неписанного кодекса Охотника.