Форма ружья

Внешний вид и форма охотничьего ружья всегда были и остаются предметом нескончаемых споров и между оружейниками, и между охотниками. Достаточно сказать, что только за последние годы на страницах журнала «Охота и охотничье хозяйство» вопросам формы ружья, ружейной ложи было посвящено немало статей. Однако большинство авторов, говоря о гармонии охотничьих ружей, ограничиваются разбором, как сейчас принято говорить, «геометрии ложи» или понимают под термином «гармония» качество гравировки металлических частей ружья. Между тем эта проблема намного сложнее, так как ложа - лишь часть ружья, а гравировка — всего лишь декоративная отделка оружия. Попытаемся определить, на основе каких факторов складывается процесс оформления внешнего вида оружия как целостной функциональной и художественной формы.

Уже с конца XIX в, охотничье оружие стало предметом массового машинного производства, подчиняющегося ряду мировых стандартов и правил. Однако в производстве оружия до сих пор большую роль играет изготовление лучших образцов спортивного и охотничьего Оружия руками мастера-оружейника, с большим участием мастера-гравера. Таким образом, в современном оружейном производстве действуют два подхода к конструированию и оформлению образцов охотничьего оружия.

Первое — проектирование и изготовление уникальных и мелкосерийных охотничьих ружей как предметов декоративно-прикладного искусства; изготовление металлических деталей оружия вручную (или с тщательной ручной обработкой каждой детали машинного производства);. декоративная обработка поверхностей деревянных частей тиснением и резьбой, металлических деталей — гравировкой. Мастер-виртуоз направляет свое внимание на красоту декора охотничьего ружья, качество его художественной отделки.

Такая работа позволяет изготовлять оружие как предмет искусства и при этом побуждает мастера-оружейника повторять уже апробированные приемы конструирования и оформления охотничьего оружия. Примером могут служить модели ЦКИБ МЦ109, МЦ110, МЦИ1; ружья фирм «Джеймс Перде», «Голланд-Голланд» (Великобритания), некоторые модели оружейных заводов в г. Зуле (ГДР); модель «Вrnо Suрег» (ЧССР).

Приведенные примеры не случайны: большинство из перечисленных моделей — ружья с замками на боковых досках и очертаниями ствольной коробки, деревянных частей ложи традиционной, «классической» формы.

Второе — художественное конструирование серийных образцов охотничьего оружия как предметов машинного производства. В отличие от упомянутых выше традиционных охотничьих ружей высокого класса современные образцы крупно- серийного производства можно назвать утилитарными. В их основе лежит тен­денция создания высококачественного образца за счет выявления рабочей кра­соты, подчеркнутой аскетичности оружия. В этих образцах внимание обращено на строгость и четкость линий каждого ме­таллического и деревянного узла, его наибольшую рабочую эффективность; при этом учитывается возможность изго­товления всех деталей машинным спо­собом, В подобных образцах гравировка, как правило, отсутствует, выразитель­ность металлических частей оружия дости­гается исключительно за счет красоты прорисовки, серого или блестяще-черного химического покрытия. Так же просто обрабатываются и деревянные узлы.

Эксплуатационная эффективность, изящество пропорций серийных образцов зачастую не уступают (а иногда и превосходят) образцам оружия, изготовленного мастером-виртуозом. Это объясняется тем, что в художественном конструировании серийного ружья в большей степени учитывается эргономическое удобство каждого узла, каждой детали, используется обобщенный результат опыта эксплуатации огромного количества охотничьих ружей. Примером удачных образцов художественного конструирования в области массового машинного производства дробовых ружей служат модели одностволок с подствольным трубчатым магазином: МЦ21-12 (СССР); «Винчестер-1500», «Ремингтон-1100», «Итака-51» (США); «Браунинг-2000» (Бельгия); двухстволок с вертикально расположенными стволами: ИЖ-27, ТОЗ-34 (СССР); «Зим-сон-100» (ГДР); «Перацци» моделей МТ-6 и МТ-8 (Италия); «Браунинг» моделей 205 и 206 (Бельгия); 2Н-300, 62-580 (ЧССР).

Таким образом, в современном оружейном производстве есть две категории охотничьих ружей: а) уникальные ружья, изготовляемые как произведения декоративно-прикладного искусства; б) серийные ружья, изготовляемые как образцы массового промышленного производства. Спрашивается. почему же почти во всех статьях, посвященных художественному оформлению ружей, их форме, основное внимание уделяется оружию как произведению декоративно-прикладного искус­ства? Не следует забывать, что в работах виднейших мастеров-оружейников, таких, как Мацка, Маслов, Лебеда, Новотный, Генри, Перде и многих других, главной задачей было создание идеального инстру­мента, предназначенного поражать цель. Итог работы лучших оружейников — оп­тимальное конструирование узлов и формы оружия, совершенная подгонка дета­лей, полная гармония линий. Декоратив­ная обработка металлических и деревян­ных частей оружия была у них третьесте­пенной задачей, не оказывающей существенного влияния на форму ружья, работу его узлов и механизмов.

Излишнее внимание к декоративно-прикладной стороне в производстве охотничьих ружей объясняется, на наш взгляд, отсутствием обоснованных критериев оценки оружия как предмета массового потребления, которое должно быть в одинаковой мере и удобным, и красивым.

Функции каждой вещи разнообразны, поэтому проектировщику и изготовителю приходится учитывать сложный комплекс утилитарных, социальных и культурных аспектов пользования вещью, разнообразных требований к ее назначению и качеству. Основу проектирования любого предмета составляют требования к его эффективному функционированию. Со­вершенно очевидно, что главной функцией охотничьего ружья является его рабств как орудия, поражающего цель посредством выстрела. Произвести убойный выстрел можно в равной мере как из средневековой пищали, так и из современного ружья. Однако очертания средневековой пищали, ее вес, устройство не соответствуют современным требованиям к эффективности оружия. Более того, в наше время каждый вид охоты, спорта требует специальных форм оружия, узкой специфики конструкции его деталей.

Современное охотничье-спортивное оружие — предмет массового производства. Поэтому должны приниматься во внимание не только запросы потребителей, но и возможности оружейного производства, учет мощностей, тенденций развития отрасли промышленности в целом, особенностей сбыта внутри страны и за рубежом.

Именно поэтому оформление оружия массового производства не может дублировать оформление уникальных ружей. Практику придания внешних признаков оружия высшего класса ружьям массового производства следует признать порочной. Необходимо искать новые пути достижения высокого качества оформления крупносерийных моделей.

Эстетика трехлинейки Мосина или угловатого карабина серийной модели Винчестера ничуть не проигрывает по сравнению с эстетикой уникальных, богато декорированных ружей фирм «Франкотт" или «Лепаж». Только эстетика у серийных ружей другого порядка — полная гармония линий идеального функционально-совершенного инструмента.

Здесь мы касаемся самой деликатной стороны — оценки красоты оружия потребителем. К сожалению, потребитель в массе своей традиционно считает ружье красивым только в том случае, если поверхность металлических и деревянных деталей густо покрыта орнаментом, резьбой. Качество декора оценивается покупателем весьма приблизительно, но отсутствие такового — с общепринятой точки зрения — обесценивает ружье. Очевидно, такая негативная тенденция вполне устраивает производителей оружия, так как легче «тиснуть» фигуру какого-нибудь зверя или завиток на ствольную коробку недорогого ружья, чем вкладывать силы и средства в высококачественную отделку его металлических и деревянных частей. Создается впечатление, что до настоящего времени нет научно обоснованных критериев проектирования и оформления образцов серийного охотничьего оружия.

Нам кажется, что в этом направлении можно руководствоваться комплексом конкретных требований к назначению форме, качеству оформления и цене охот ничьих ружей. Прежде всего, для определения характера художественной отделки, необходимо разделить охотничье оружие на категории а зависимости от его назна­чения.

Ружья массового выпуска для любительской охоты относительно невысокой цены. Проектирование оружия для любительской охоты должно учитывать его соот­ветствие двум функциям: функция рабочая (ружье как удобный инструмент для добычи дичи) и функция культурная (ружье как красивая вещь).

Ружья для массовой любительской охоты проектируются с учетом усреднен­ных параметров его основных узлов, раз­меры которых позволяют эксплуатировать данное изделие стрелками с разным фи­зическим складом. Основные требования к форме ружья — его эксплуатационное удобство, простота изготовления, красота очертаний. Мировая практика подтверж­дает рентабельность выпуска ружей для любительской охоты с тремя формами ло­жи — с прямой (английской) шейкой, пистолетной с пологим выступом, типа «рыбье брюхо». Металлические детали оружия желательно делать гладкими, с высококачественным серым или черным химическим покрытием. Повышение то­варной стоимости образцов оружия этой группы варьирует в зависимости от ка­чества сборки и отделки металлических и деревянных деталей. Для ружей с повышенным качеством отделки ис­пользуют лучшие сорта древесины, более удобную и сложную по рисунку форму ложи, применяют шрифтовую или орна­ментальную гравировку, соответствую­щую стилю оружия. Эстетика художе­ственного образа ружья для любитель­ской охоты заключается в подчеркнутой «дельности» его линий, изяществе очер­таний, качестве отделки поверхностей ме­талла, Отделка серийных ружей этой кате­гории рассчитана на машинное производство, минимальное применение ручно­го труда.

Ружья массового выпуска с несколькими комплектами стволов для любительской охоты и стендовой стрельбы — сред­ней и высокой цены. Если требования к эстетике этой группы оружия остаются те­ми же, что и • первой категории ружей, то требования к их рабочей функции усложняются. Спортсмены и охотники зна­ют, что создать универсальное ружье, а равной мере пригодное для любитель­ской охоты и стендовых стрельб, невоз­можно. По этим причинам конструкторы производят некоторые изменения в фор­ме основных узлов оружия, которые поз­воляют получить хорошее спортивное ружье, вполне пригодное для любитель­ской охоты. Так, в чехословацких ружьях, комплектуемых несколькими парами ст­волов и имеющих съемное цевье (на­пример, модель «Вrno Suрег»), применя­ется цевье большей длины, то есть 30 см (как у лучших спортивных ружей для траншейного стенда), вместо обычных 25—23 см. В ружьях, конструкция кото­рых имеет несъемное цевье (2Н-300), каждая пара стволов, в зависимости от назначения и сверловки, оснащена цевьем различной длины и массивности, Возмож­ность изменять захват цевья по длине дает стрелку свободу движения, позволяет использовать оружие стрелками разного роста и разной фигуры. Ружья этой кате­гории комплектуются сменными пласти­ковыми или резиновыми затыльниками, посредством которых можно изменять длину ложи, ее тип.

В серийных ружьях этой категории целесообразно машинное изготовление основных узлов и деталей. Лишь ружья, выпускаемые в штучном исполнении (на основе серийных), могут быть украшены гравировочным или шрифтовым декором, по стилю соответствующим линиям оружия.

Оружие для промысловой охоты – малой средней цены. В этой группе охотничьего оружия предъявляются высокие требования прежде всего к рабочим, эксплуатационным качествам ружья. Большое народнохозяйственное значение современной промысловой охоты, разнообразные условия промысла в различных регионах нашей страны вызывают необходимость особого внимания к проектированию и изготовлению этой категории ружей. Высокое качество и сравнительно недорогая цена такого оружия возможны исключительно при массовом производстве.

Для современных промысловых ружей характерно рациональная простота очертаний ложи и цевья, что обусловливается жесткими требованиями к эксплуатации (обязательное отсутствие выступающих частей, пазов, подвергающихся сколам и загрязнению), снижением веса оружия. По этим причинам для промысловых ружей целесообразны ложи самого простого очертания, прежде всего с прямой шейкой, а также ложи типа «рыбье брюхо»; в меньшей мере ложи с пологой пистолетной шейкой. Поверхности деревянных узлов гладкие, без насечек или с легкофактурной насечкой минимальной площади. Покрытие дерева – водостойкие лаки. Металлические детали оружия покрывают гладким воронением черного или серого тона, без каких-либо орнаментов.

Новую трудность проектирования ружей для промысла составляет их сравнительно небольшой вес.

Требуется прорисовка основных деталей с учетом их прочности, легкости и простоты очертаний. Соединение стволов и бокфлинтов выполняется без боковых планок. Проектирование промысловых ружей средних и малых калибров не может идти путем изготовления уменьшенной копии базовой модели 12 калибра: каждая модель 20, 28, 32 калибров – это новое ружье со своим индивидуальным рисунком основных узлов, характерными пропорциями и деталями.

Ружья коллекционные – самый высокой цены. Коллекционные ружья – категория оружия, которому предъявляются прежде всего эстетические требования. Существует три категории коллекционного оружия, эстетические качества которых не идентичны, ибо сама методика их конструирования, оформления и изготовления имеет глубокие различия.

Уникальные, высшего класса изготовляемые как образцы декоративно-прикладного искусства штучные ружья в полном смысле слова, ни в каком варианте не выпускаемые серийно. Это группа охотничьего оружия, где особенно ярко проявляется талант мастеров-оружейников, граверов. К оружию такого типа относятся ружья МЦ108, МЦ109, МЦ110, МЦ111 (СССР); ружья. фирм «Джеймс Перде», «Веблей-Скотт», "Голланд-Голланд" (Великобритания); бокфлинт «Меркель-ЗОЗЕ» (ГДР); одностволки «Итака-5000Е», «Итака-4Е», «Итака» (США).

Эстетика этого вида коллекционного оружия — в идеальной гармонии всех его узлов и деталей, высочайшем качестве сверловки стволов, совершенстве работы всех механизмов. В полной согласованности с идеальным качеством рабочих узлов оружия и его декор, доводящий образ ружья до уровня совершенства. В соответствии с качеством исполнения оружия находится и его цена, которая может быть очень высокой.

Серийные ружья в «подарочном» («сувенирном») исполнении, в декоративной обработке которых применяются ценные металлы, инкрустация из кости и перламутра, резьба по дереву. В большинстве случаев качество декора этих ружей оставляет желать много лучшего, так как основная цель их отделки — создать «сверхдорогой вид оружия на базе серийной модели. Эстетика этого вида коллекционных ружей демонстрирует несогласованность функциональной формы оружия с неоправданно напыщенным, кричащим декором. Цена таких ружей может быть очень высокая.

Антикварные ружья, исполненные как точные действующие копии старых моделей оружия. Такие фирмы, как "Штейгер", "Винчестер" (США), выпускают большое количество коллекционных ружей старого образца в ответ на бурное развитие коллекционирования, любовь к антиквариату. Эстетика такого оружия - анахронизм. Оригиналы старых ружей не теряют своей ценности как про­изведения оружейного искусства и в наше время. Напротив, выпуск действующих муляжей старого оружия, с точки зрения современного дизайна,— дело весьма спорное. Цена таких ружей колеблется от средней до высокой.