Техника вождения на бездорожье ч.1: джип, дефференциал, поверхности

Джип: что такое дифференциал и его блокировка, а также немного о технике вождения на разных поверхностях.

Техника вождения на бездорожье предполагает знание водителем  некоторых специальных сведений. Хотя данная техника вождения на бездорожье более предназначена для спортсменов, мы уверены, что охотники, рыболовы и любители экстремального отдыха на природе, ездящие на внедорожниках, почерпнут для себя немало полезного.

Что такое дифференциал и зачем его блокировать?

Дифференциал - это механизм, позволяющий колесам автомобиля вращаться с разной относительно друг друга скоростью (это необходимо для качения шин без проскальзывания на поворотах). Принцип действия блокировки дифференциала несложен. Если с какой-то силой "зажать" сателлиты, не позволяя им вращаться между полуосевыми шестернями с относительно большими скоростями, то дифференциал, с одной стороны, сможет выполнять свою основную работу в поворотах, позволяя колесам вращаться с различными угловыми скоростями, а с другой — будет распределять крутящий момент в тяжелых условиях так, что это позволит колесу, находящемуся в лучших условиях сцепления с дорогой, реализовывать большую силу тяги.

Например, джип выезжает на пересеченный участок и теряет сцепление с дорогой тремя колесами. Если заблокировать центральный дифференциал, то вся передаточная сила будет направлена на одно колесо, которое имеет сцепление с дорогой, и джип таким образом удержится на дороге. Что касается межосевого дифференциала, знатоки-экстремалы советует его включать только при выезде из сложных ситуаций, например, застревании. Если включить межосевой дифференциал на ровной поверхности, например, песке, это может привести к юзу машины из-за равного усилия, передаваемого в этом режиме на все колеса.

На асфальте или гудроне дифференциал не рекомендуется блокировать вообще, т.к. это приведет к быстрому износу резины, коробки и ходовой.

Итак, вывод: блокировать центральный дифференциал надо при съезде с шоссе на пересеченную местность, а межосевой дифференциал – только для выезда из трудной ситуации.

Положение рук на руле

  • Всегда пристегивайтесь, даже при езде на малой скорости.
  • Не сражайтесь с машиной, пусть пальцы рук плавно контролируют рулевое колесо, но ни в коем случае нельзя вцепляться в руль или слишком отпускать его.
  • Старайтесь не просовывать пальцы в отверстия на руле, поскольку в случае внезапного толчка или удара, или резкого выворота можно повредить суставы.

Поверхность

  • Гравий. Рано или поздно на гравии образовываются кочки, на которых при движении более 20 км\час машину будет ощутимо подбрасывать. Интересно, что при скорости от 70 км\час ваш джип будет просто перелетать через эти кочки и движение будет более плавным.
  • Рытвины и лужи. Если рытвина заполнена водой и поблизости есть машины, которые переезжают ее, то понаблюдайте, как они  преодолевают рытвину. Если глубина рытвины выше моторного отсека, то залитый водой мотор очень быстро перегреется и заглохнет. Старайтесь, чтобы вода не поднималась выше ступицы. Лужи всегда проезжайте под углом, а не прямо посередине. Контролируйте руль, чтобы при необходимости твердо его обхватить.
  • Глубокая вода. При переезде рек или других водных препятствий, сначала проверьте твердость или ровность дна, нет ли на песке слоя ила или крупных валунов. Начинайте езду медленно и следите, чтобы джип постоянно гнал от себя волну, так уровень воды в моторном отсеке будет меньше.  Не обгоняйте эту волну и не тормозите. Если вода зальет выхлопное отверстие, то джип быстро заглохнет и завестись снова будет очень трудным делом. После выезда из реки просушите тормозные колодки, для чего во время движения несколько раз плавно нажмите на тормоз. Если вода была илистой, рекомендуем снять и прочистить колодки вручную.
  • Крутой подъем/спуск. Лучше всего разогнать джип как следует и сходу проехать? Да? Увы, нет. Едем осторожно и медленно на пониженной передаче, без резкого вращения рулем. Очень полезно пройти и обследовать спуск или подъем перед ездой, обращая внимание на перепады высот и крутизну поверхности. При спуске нельзя тормозить, пусть двигатель выполнит эту роль, т.к. есть опасность юза и даже переворачивания машины. Если при спуске вы начали тормозить и джип повело в сторону, ОТПУСТИТЕ ТОРМОЗ. Знаем, это против инстинкта, но это единственная мера восстановить контроль над управлением. Если ведет зад машины, то следует немного подгазовать. Колеса при спуске всегда должны идти прямо, если вы начнете их крутить, джип может наскочить на боковую сторону колеи и  перевернуться.