Вдохновленные охотой

С картинами Заслуженного художника Украины Александра Дорошенко любители живописи знакомы достаточно хорошо. Его картины широко представлены в галереях Киева, часто публикуются в различных периодических изданиях. Обращаясь в своем творчестве к жанру портрета и натюрморта, Александр Дорошенко, в первую очередь, является мастером городского пейзажа. Узкие улочки средневековой Праги с блеском булыжной мостовой после дождя, и дымкой тумана, скрывающей очертания собора Святого Вита, спокойные струи Венецианских каналов, по которым неслышно скользят гондолы, многочисленные мосты и древние дома, словно из глубины веков поднимающиеся из воды, пряный аромат бистро и маленьких кафе ночного Парижа.

Но большая часть произведений художника посвящены родному Киеву. Дворы и скверы города, утопающие в робкой и нежной зелени весенних листьев, горячее дыхание летнего полдня, когда плавится асфальт, и люди устремляются за город к воде, осенние дожди, смывающие краски с деревьев, пропитывающие промозглой сыростью улицы. И мягкий пушистый снег начинающейся зимы.Энергичные ритмы современной жизни, поэтическое переживание неповторимости каждого мгновения и величественный покой истории, сконцентрированный в памятниках архитектуры — все это объединяется в полотнах художника в многогранный образ нашей столицы.До недавнего времени мало кто знал об еще одной страсти Александра Дорошенко — в конце сентября в галерее "Дорош-Арт" состоялась необычная выставка "Мир природы. Охота и рыбалка", в которой приняли участие многие украинские художники: Е Леус, А. Масик, В. Метелкин, С. Позняк, П. Титенко и др. Была представлена скульптура О. Дергачева и А. Овчаренко.Сегодня мы хотим познакомить читателей с полотнами Александра Дорошенко, экспонировавшимися на этой выставке. К сожалению, в современном искусстве тема охоты практически не представлена. Встречается очень много копий, переработок наследия старых мастеров, откровенных заимствований, но интересных самобытных произведений, посвященных этой теме, практически нет. А, между тем, человек охотился в течение всей своей истории, и охота была не только источником средств к существованию. Охота, как элемент культуры человека, стояла у истоков зарождения искусства. Вспомним удивительные, восходящие к верхнему палеолиту, росписи Альтамирской пещеры (Испания), пещер Фон-де-Гом, Нио и Ляско (Франция), мелкую пластику и рельефы на роге оленя из пещеры Ла Мадлен и грота Лорте (Верхние Пиренеи, Франция). Уже в то далекое время человека привлекала эстетическая сторона охоты.Многие зрители, посетившие выставку и познакомившиеся с картинами Александра Дорошенко на охотничью тематику, открыли для себя совершенно нового автора — на столько не похожи были новые работы на все то, что художник писал раньше. Конечно, при ближайшем рассмотрении творческая манера, индивидуальный почерк мастера все же угадывались. Поражало глубокое знание материала, особенности различных видов охоты, тщательное изучение оружия, охотничьей амуниции и аксессуаров. Одни картины отличаются тонким лиризмом ("Сеттеры", "Зима в горах", "На опушке"), другие носят эпический характер и передают подлинное величие природы ("В заповедной Пуще"). Есть просто, если можно так выразиться, "портреты" собак ("Ирландский сеттер Дантес"). Но все картины объединяет огромная любовь. Любовь к природе.Мы — счастливые люди. Потому, что у нас еще есть рыбацкие зорьки, бег зайца-русака по полям, свист утиных крыльев на закате, общение с друзьями у костра. И все это нужно беречь от браконьеров, от издержек цивилизации, от безудержной эксплуатации и разграбления природы. Эта задача находит отражение в каждой картине Александра Дорошенко. Эта задача являлась главной при организации выставки "Мир природы. Охота и рыбалка".

А. Треве,искусствовед.